Культурные программы для детей в ТЖС
Проект "Арт-коммуникация, как инновационный способ социальной адаптации детей-сирот"
Осуществлялся при поддержке "Фонда поддержки детей в трудной ситуации" и Кафедры поликлинической педиатрии РМАПО Министерства здравоохранения РФ.
"В любом деле, даже если, это спортивное состязание или концерт, есть место благотворительности. Так фондом "Под флагом добра" был создан проект "Арт-коммуникация, как инновационный способ социальной адаптации детей-сирот". Мы хотим вдохнуть творческую энергию в воспитанников детских домов и возможно, разбудить в них артистов и спортсменов, научить жить их в волшебном мире искусства и радоваться счастью общения с людьми разных профессий"
Наталья Давыдова, директор НО БФ "Под флагом добра", автор и руководитель проекта "Арт-коммуникация, как инновационный способ социальной адаптации детей-сирот"
В 2014 году Благотворительным фондом "Под флагом добра" разработан проект "Арт-коммуникация, как инновационный способ социальной адаптации детей-сирот" и осуществляется при поддержке "Фонда поддержки детей в трудной ситуации" и центра волонтерского движения "Под флагом Доброй Воли!".
Цель Проекта:
Совершенствование условий социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем оказания услуг по арт-терапии и дополнительной волонтерской поддержки.
Задачи Проекта:
- Внедрить при участии волонтеров методы арт-терапии для лучшей социальной адаптации и воспитания необходимых морально-этических качеству детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- Использовать средства и методы музыкального воздействия на детей для улучшения их коммуникативных возможностей и облегчения интеграции в общество.
- Привлечь наиболее социально активных детей и подростков из числа воспитанников детских домов для разработки собственных проектов с использованием методов арт-терапии.
- Привлечь представителей творческих профессий к работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью развития творческих навыков у детей, формирования у них творческого преобразующего отношения к жизни.
Арт-терапия включает в себя следующие способы:
1. Рисуночная терапия через творчество (рисунки, поделки). Ребенок выражает накопившиеся переживания, свою проблему. Непосредственно на рисунке ребенок меняет ситуацию, делая ее приемлемой. Волонтер является проводником методики, не вмешиваясь при этом с собственными предложениями в творческий процесс.
2. Сказкотерапия – творческое прочтение литературных произведений. Использование этого метода в работе с детьми, позволит волонтеру дать ребенку необходимые знания, связанные с его проблемой, привить необходимые нормы и правила. Компонентом является правдивое эмоциональное общение волонтера и ребенка при чтении или рассказе сказки. Работа может проводиться как индивидуально, так и с группой.
3. Музыкотерапия. Использование музыкотерапии в реализации проекта позволит эмоционально активизировать детей, развить навыки межличностного общения, повысить эстетические потребности.
а) активная - воспроизведение музыкальных произведений, пение, участие в концертах и других мероприятиях;
б) рецептивная – восприятие музыкальных произведений.
4. Танцевально-двигательная терапия позволяет детям распознать и выявить свои чувства через движения, повышает их способность взаимодействовать в коллективе, способствует самореализации и повышению самооценки детей.
5. Куклотерапия (игротерапия) реализуется посредством кукольного театра, либо постановки пьес с непосредственным участием детей. Использование волонтерами этого метода способствует улучшению социальной адаптации детей, развитию навыка взаимодействия в коллективе, самореализации. С участием волонтеров возможно создание творческих коллективов из числа наиболее заинтересованных и активных детей.
Использование методов арт-терапии, позволяет:
• установить контакт с ребенком;
• развить у ребенка способность к самоконтролю;
• развить творческие способности, сформировать творческое преобразующее отношение к жизни;
• развить коммуникативные способности;
• повысить самооценку детей.
Программа была усилена участием психологов, ученых, спортсменов, деятелей культуры и опытных организаторов.
«Эстафета наставников» и «Путь к мечте»
Для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, знакомство с миром культуры особенно важно, так как очень многих знаний и творческих возможностей, доступных другим ребятам с самого детства, они лишены. Именно эту задачу решают культурно-образовательные проекты Фонда: «Эстафета наставников», реализованный в 2018–2019 гг. за счет средств гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и «Путь к мечте», выполненный в 2020 г. при грантовой поддержке Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.
Зачастую дети, на протяжении долгого времени находясь в тяжелой жизненной ситуации, замыкаются в себе и не видят будущего. Помочь им традиционными разговорными методами психотерапии становится сложно. Часто встречающиеся особенности этих детей – пассивная жизненная позиция, отсутствие доверия к миру взрослых и неуверенность в своих силах. Процесс социальной реабилитации невозможен без дружеской поддержки, поэтому Фонд привлекает волонтеров-наставников, которые проходят подготовку по специальной программе и только затем приступают к занятиям с детьми. Проект «Эстафета наставников – держим курс под флагом Добра», победитель конкурса НКО «Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации», признанный лучшей социальной практикой платформой «Смартека» Агентства стратегических инициатив, помогает детям через арт-терапию. Арт-терапия посредством творчества дает ребенку возможность вывести своё состояние в «материальную реальность» – на бумагу или любым другим доступным способом. Творческий продукт может быть любой, самый главный секрет — создавать сердцем, душой, вложить что-то своё, выразить своё. Творчество дает толчок развитию различных жизненно важных навыков и способностей, что имеет огромное значение для социальной, личностной и психологической адаптации: участники раскрепощаются, увлекаются и в процессе дальнейшего представления и обсуждения работ отмечают, что смогли глубже осознать свои ощущения и переживания и точнее сформулировать мысли, а также побороть робость и стеснение. В 2018–2019 гг. 36 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из Москвы, Астрахани и Смоленска смогли принять участие в концертах, спектаклях и выставке, созданным по итогам проекта.
За каждым ребёнком был закреплен волонтер-наставник, который работал с ним по выбранному ребёнком творческому направлению. Для всех волонтеров проекта Фонд разработал авторскую методику подготовки к занятиям. Уроки социального волонтерства, основы первой помощи и детской реабилитологии, а также курс на тему «Предупреждение жестких форм обращения с детьми» посетил каждый наставник. Кроме того, они проходили тестирование под руководством психолога Ирины Дегтяревой. Наставники, в свою очередь, находились под руководством творческих кураторов, ведущих различные направления: музыка, танцы, актерское мастерство, живопись, литературное творчество. Кураторами стали известные российские актеры, художники и музыканты:
- Михаил Гребенщиков, российский певец и актёр, теле- и радиоведущий, композитор и музыкальный продюсер, диджей, финалист проекта «Фабрика Звёзд», вёл направление «Подготовка к музыкальному спектаклю. Видеовизуализация»;
- Александр Алешкин и Дмитрий Белоцерковский, популярные, профессиональные актеры кино и театра «Содружество актеров Таганки» – направление «Актерское и сценическое мастерство»;
- Григорий Васильевич Гладков, советский и российский бард, композитор, Заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов и Союза кинематографистов России, член московского профкома драматургов, автор большого количества песен для детей;
- Елена Григорьевна Болотских, российский живописец, дизайнер, мастер гобелена и педагог, профессор, кандидат педагогических наук, почётный член Российской академии художеств, Заслуженный художник РФ – направление «Живопись и художественное искусство»;
- Дмитрий Борисович Цветков, российский художник, художественный куратор на телеканалах «Домашний», «Карусель (Бибигон)», телекомпании «Мир»;
- Надежда Бодякова, выпускница РАТИ (ГИТИС), мастерская проф. А. А. Бармака, актриса театра «Содружество актеров Таганки» – направление «Музыкальное искусство – вокал»;
- Андрей Олейников, профессиональный танцор и DJ, клубный хореограф с 17-летним стажем, победитель всесоюзного танцевального телевизионного конкурса «Стартинейджер» в номинации «Лучший проект года» (1992), автор программы Intelligent ClubStyle, школы импровизационного танца – направление «Хореография»;
- Владимир Ильич Тарасов, советский режиссёр мультипликационных фильмов, художник, Заслуженный деятель искусств РСФСР;
- Александр Шевченко, советский и российский эстрадный певец, продюсер, музыкант, композитор;
- Николай Шипулин, музыкант – проводил беседы с детьми о записи и сведении звука;
- Михаил Коняев, музыкант – мастер-классы по игре на гитаре и скрипке.
Арт-коммуникация – то есть системные занятия и общение с известными деятелями культуры, спорта, медицины и психологии – помогла детям в социальном закаливании: найти уверенность в себе, поверить в свои силы в сложных ситуациях, научиться коммуникации с окружающими, осознать ответственность за свою жизнь, увидеть перспективы для самосовершенствования и пути реализации своих способностей. Занятия проходили в творческой игровой форме, оставляя ребятам массу впечатлений и наполняя их энтузиазмом на выполнение очередного домашнего задания, которое они получали в конце занятий. Каждая пара «ребенок-наставник» выполняла свой индивидуальный план работы, который включал встречи, совместные занятия, выполнение творческих заданий, подготовку номеров к спектаклям.
Этот проект ориентирован прежде всего на детей в трудной жизненной ситуации и направлен на развитие и раскрытие их способностей. Занятия творчеством со значимыми для них взрослыми людьми – мощный инструмент для их социальной реабилитации и последующей адаптации в обществе.
Наталья Давыдова, директор фонда «Под флагом добра»
Итогом «Эстафеты» стали отчетные мероприятия, созданные детьми под руководством наставников и кураторов. В Смоленске и Москве состоялись детские отчётные спектакли-концерты по мотивам пьесы Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». В выставочном зале ДХШ им. М. К. Тенишевой в Смоленске прошла специальная выставка, на которой были представлены работы детей к постановке спектакля: рисунки, эскизы и декорации. В Астрахани на сцене Театра юного зрителя состоялась премьера спектакля по мотивам повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» – «Непобежденные» – результата совместного творчества воспитанниц ГСКУ АО ЦПД «Улитка», их наставников и кураторов.
Безусловно, программа «Эстафета наставников» уникальна по своей природе. Работа с детьми необходима вне зависимости от их социального положения, тем более, если мы говорим о детях-сиротах, это нужно делать! Взаимодействовать с детьми, заниматься их развитием, социализацией к жизни. Команда, реализующая этот проект, просто замечательна, они, художники, артисты, музыканты, психологи, педагоги – настоящие профессионалы своего дела. Все участники проекта нацелены на общее дело, и, что ценно, все вместе думают о том, как облегчить адаптацию детей в ТЖС к полноценной жизни в будущем.
Михаил Коняев, музыкант, творческий куратор «Эстафеты наставников»
Помимо творческих занятий «Эстафета наставников» включала в себя работу медико-психолого-педагогического сопровождения. За эмоционально-психологическим состоянием детей наблюдали:
- Вера Николаевна Шестакова – Заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор кафедры поликлинической педиатрии ГБОУ ВПО СмолГМУ Минздрава РФ, Председатель Экспертного совета Фонда;
- Марина Валерьевна Лещенко – доцент кафедры педиатрии с курсом поликлинической педиатрии РМАНПО Минздрава РФ, профессор кафедры медицины МПГУ, врач высшей категории, член Экспертного совета Фонда;
- Ирина Евгеньевна Дегтярева – психолог Московской городской Службы Психологической Помощи Населению.
Фонд продолжил реализовывать практику: в 2020 году благотворительный проект «Путь к мечте», являющийся продолжением «Эстафеты наставников», победил в конкурсе «Москва – добрый город» Департамента труда и социальной защиты населения Москвы. За грант соревновались более 400 некоммерческих организаций, помогающих людям в трудных жизненных ситуациях.
В рамках проекта «Путь к мечте» волонтеры провели с детьми в детских домах множество творческих занятий: мастер-классы по сценическому мастерству, уроки музыки, обучение созданию сценариев для театральных постановок. Волонтеры – студенты Высшей школы экономики, Российской академии театрального искусства (ГИТИС), Московского Государственного института культуры. Инициативу поддержали известные режиссеры, журналисты, художники и музыканты.
Миссия проекта «Путь к мечте» – через творчество продемонстрировать детям, как прекрасен мир, сформировать доверие к людям, повысить самооценку. В 2020 году из-за карантина особо острой стала проблема изоляции детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В начале проекта творческие курсы могли проводиться только удаленно, но и такая форма общения уже помогла ученикам раскрыться, не замкнуться в себе, ощутить энтузиазм и вдохновение.
Для творческой работы была выбрана классика детской литературы – известный роман-сказка Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей», на основе которого дети вместе с наставниками создали музыкальный спектакль «Незнайка в цирке». Творческие занятия с детьми по подготовке к мюзиклу включали в себя работу над сценарием в партнерстве с журналистами и режиссерами, мастер-классы по сценическому искусству. Несколько уроков игры на гитаре детям дал участник группы «Ромарио» Николай Шипулин. Хореограф Андрей Олейников и педагог по актерскому мастерству Дмитрий Бурукин преподали ребятам азы театрального искусства, импровизации, языка тела. Михаил Гребенщиков познакомил детей с понятием визуализации проекта, провел мастер-класс по созданию аранжировки, монтажу и цветокоррекции видеороликов. Надежда Бодякова провела мастер-класс по дыхательным упражнениям и вокалу, помогла ребятам с разучиванием музыкальных номеров для мюзикла. Уроки Елены Болотских познакомили детей с основными цветами, соответствующими эмоциональному фону постановки, радостному, веселому, но временами серьезному. Студенты-волонтеры Театрального института им. Бориса Щукина подготовили онлайн-спектакль «Незнайка в цирке», который дети посмотрели в манеже стадиона «Локомотив» после спортивного праздника – футбольного турнира «Под флагом добра».
Очень важно, когда начинающие артисты, музыканты, художники получают творческий импульс непосредственно от профессионалов. Еще важнее, когда этот импульс адресован ребятам, для которых он – единственный способ контакта с профессиональной средой. Я говорю о детях с особенностями развития, о детях из трудных семей, о тех, кто знакомится с творческими профессиям с самых азов из без помощи родителей, часто потому, что их нет, а если есть, то лучше держаться от них подальше.
Борис Барабанов, журналист, музыкальный обозреватель газеты «КоммерсантЪ», радиоведущий, продюсер и педагог
Более 70 детей готовились к премьере целый год, посетив 80 занятий по разным направлениям. В процессе работы над постановкой ребята на собственном опыте поняли, что такое работа, требующая внимания и терпения, что такое командное взаимодействие; избавлялись от зажатости и неуверенности в себе, находили способы ясно выражать свои мысли в реальной жизни и социально адаптироваться, учились контролировать свои эмоции, а главное – смогли поверить в себя и всерьез задуматься о развитии своего творческого потенциала в будущем.
Хотелось бы поблагодарить всех причастных за этот прекрасный «Путь к мечте». Несмотря на репетиции онлайн, к которым пришлось перейти, наши дети были увлечены, с вдохновением учили тексты, повторяли движения. Люди разных профессий рассказывали им о своем опыте, переживаниях, работе, и ребята поверили им и поверили в себя, ведь перед ними были живые примеры.
Мария Страхова, мама трех детей – участников проекта
В настоящий момент Фонд работает над запуском детской мультипликационной школы «Контакт» вместе с автором программы Владимиром Тарасовым – режиссером и художником-постановщиком студии «Союзмультфильм»; основателем, профессором института анимации Z. I. C. A. (Индия, г. Хайдарабад); членом ASIFA (Международной Ассоциации Анимационного Кино); профессором МГИК; членом Союза кинематографистов РФ. Школа реализует программу общеразвивающей подготовки в области анимационного искусства. С первых дней обучения дети учатся своими руками создавать мультипликационные фильмы: от первых опытов воспроизведения движения рисованного предмета, до продумывания сюжета будущего фильма и воспроизведения всего технологического процесса его создания.